НазадLogoEngl


КАК ДЕЛАТЬ БИЗНЕС С КАНАДОЙ
(По материалам справочника «Exporting to Canada”)

Материал подготовила Елена Григорьева

Российские экспортеры, стремящиеся продавать свои товары и услуги на канадском рынке, и инвесторы, желающие вложить свободные средства в покупку уже существующих компаний или создать собственные фирмы, филиалы и представительства, должны знать и соблюдать законы, правила и порядок осуществления экспортно-импортных операций, а также действующие в Канаде корпоративное право и законодательство в отношении иностранных инвестиций.

Таможенный тариф Канады
Федеральное правительство взимает таможенные пошлины с импортируемых товаров на основании Таможенного тарифа Канады. Провинциальные власти такого права не имеют.
Уровень пошлин зависит от того, какой из шести типов тарифа применяется к конкретной стране-экспортеру. В настоящее время в Канаде действуют:
Режим наибольшего благоприятствования (применяется в отношении стран-членов ГАТТ и стран, подписавших с Канадой двусторонние соглашения);
Британский преференциальный тариф (применяемый ко всем странам-членам Содружества, кроме Великобритании и Ирландии);
Генеральный преференциальный тариф (применяемый в отношении более чем 160 государств, главным образом развивающихся, а с недавних пор также в отношении стран Центральной, Восточной Европы и СНГ, включая Россию, по некоторым категориям товаров);
Специальные ставки таможенных пошлин (нулевые), применяемые к странам бассейна Карибского моря, являющимся членами Содружества;
Североамериканский тариф, применяемый в отношении США и Мексики; самый высокий Генеральный тариф, применяемый к странам, которые не попали в перечисленные выше категории.

Структура канадского тарифа характеризуется значительными колебаниями ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товаров. В целом низкие ставки применяются к импорту большинства видов сырья.

По мере повышения степени обработки товара ставки таможенных пошлин прогрессивно возрастают, достигая максимума на готовые изделия высокой сложности. Такой метод построения таможенного тарифа называется "тарифной эскалацией" и используется большинством стран мира.
Средняя ставка таможенных пошлин на товары, подлежащие обложению пошлинами, составляет в Канаде 9%, что несколько выше, чем в большинстве других промышленно развитых стран. Согласно решениям завершившегося в 1993 г. Уругвайского раунда ГАТТ, Канада, как и другие страны-участницы, сократила ставки своих таможенных пошлин на '/з к 2000 г.
В подавляющем большинстве случаев ставки таможенных пошлин рассчитываются на основе принципа "ад валорем", т.е. в процентах от стоимости товара. По некоторым группам товаров пошлина взимается с физических единиц измерения (вес, объем и т.д.), например, 15 центов с каждого килограмма. В ряде случаев указанные выше принципы определения пошлины используются комплексно (скажем 20% на основе "ад валорем" плюс 3 цента за каждый килограмм веса).
Определение стоимости импортного товара производится на основании Кодекса таможенной оценки ГАТТ 1979 г. (Customs Valuation Code) по методу "стоимости сделки" ("transaction value"). Под "стоимостью сделки" понимается та цена (как правило, указанная в счете-фактуре), по которой товар импортируется в Канаду с учетом некоторых добавлений и вычетов. Если экспортно-импортная сделка заключена между связанными друг с другом партнерами (например, материнской и дочерней компанией, или головной компанией и ее филиалом), то заявленная стоимость сделки будет принята Таможенной службой Канады, только если привилегированные связи между партнерами не привели к занижению цены импортируемого товара.
Если импортером были получены скидки с цены до момента доставки товара в Канаду, то они подлежат учету при определении стоимости сделки. Если же скидка была получена после доставки товара, то она не окажет влияния на определение стоимости сделки.
Пошлина не взимается со стоимости фрахта, страхования, погрузочно-разгрузочных работ, выполненных на том участке маршрута, на котором товар прямо и безостановочно следует в Канаду. Если эти затраты были включены в цену товара, то при определении "стоимости сделки" они вычитаются. Транспортные и иные расходы, понесенные до участка маршрута, на котором товар прямо и безостановочно следует в Канаду, подлежат обложению пошлиной. Если они не были включены в цену товара, то при определении "стоимости сделки" они прибавляются.
Лицом, ответственным за предоставление необходимой информации таможенной службе и оплату пошлин, является канадский импортер.
На практике процедура таможенной очистки импортных товаров сводится к следующему. В пункте ввоза товаров таможенный брокер по поручению канадского импортера или сам импортер сообщают в Таможенную службу Канады, являющуюся структурным подразделением федерального Министерства национальных доходов, о прибытии груза. В большинстве случаев груз можно получить незамедлительно после предоставления минимально необходимого набора документов. В течение следующих нескольких дней импортер или брокер представляют весь набор требуемой документации и оплачивают все положенные сборы и пошлины. К числу таких необходимых документов могут быть отнесены, в частности, следующие: морской или воздушный коносамент; счет-фактура; свидетельство о происхождении товара (форма А); сер тификаты инспекций (санитарные и иные для некоторых видов товаров); упаковочный лист, разрешения на экспорт и/или импорт (для тех товаров, для которых это требуется).
С 1988 г. в Канаде действует международная Гармонизированная система описания и кодирования товаров, которая включает в себя порядка 8000 тарифных позиций. В соответствии с ней любой импортируемый в Канаду товар имеет свой собственный шестизначный код, который должен быть указан в документах, направляемых в таможенную службу.
Антидемпинговые и компенсационные пошлины
В качестве меры защиты от "несправедливой" конкуренции Закон о специальных мерах в области импорта (Special Import Measures Act) предусматривает возможность установления более высоких - "штрафных" - пошлин в отношении товаров, реализуемых иностранными экспортерами в Канаде по демпинговым или субсидируемым ценам. Эта практика соответствует положениям Антидемпингового кодекса ГАТТ (Anti-dumping Code) и Соглашения ГАТТ о субсидиях и компенсационных мерах (Agreement on Subsidies and Countervailing Measures).
Антидемпинговое расследование начинается с жалобы канадского производителя или торговой ассоциации. При этом должны наличествовать два условия:
1) должен иметь место сам факт демпинга, т.е. продажа иностранным экспортером товара в Канаде по ценам ниже "нормальных", по которым этот же товар реализуется на внутреннем рынке его собственной страны, или по ценам ниже издержек производства;
2) демпинг должен наносить или угрожать нанесением "материального ущерба" канадским производителям аналогичных товаров.
В целях объективности в расследовании случаев демпинга и субсидируемого экспорта принимают участие два разных правительственных учреждения: Министерство национальных доходов и Канадский международный трибунал. Первое определяет, действительно ли имеют место демпинг или субсидирование экспорта и если да, то какова их степень. В обязанность второго входит установление факта и размера материального ущерба, который нанесен или может быть нанесен канадским компаниям-производителям.
Обычно канадской компании легче продемонстрировать, что демпинг имеет место, нежели доказать, что он наносит ей материальный ущерб. В этом случае выплаченные экспортером в предварительном порядке антидемпинговые пошлины возвращаются, а дело о демпинге закрывается. Антидемпинговое расследование может быть прекращено и в том случае, если иностранный экспортер отказывается от дальнейшего экспорта данного товара в Канаду или соглашается повысить на него цены, чтобы устранить демпинг и, соответственно, ущерб, наносимый им канадским производителям.
Аналогично товары, субсидируемые иностранными государствами и наносящие или угрожающие нанести материальный ущерб канадским производителям, облагаются компенсационными пошлинами. Процедура их введения практически идентична механизму антидемпингового расследования. В случае, если объем экспорта значителен, иностранному экспортеру следует воспользоваться услугами канадского юриста или торгового консультанта с тем чтобы лучше организовать защиту; он также имеет право участвовать в слушаниях дела, проводимых Канадским международным трибуналом.


Специальные меры по регулированию импорта
Список VJI Канадского таможенного тарифа (Schedule VJJ of the Canadian Customs Tariff) содержит перечень товаров, запрещенных к ввозу в Канаду.
К ним отнесены подделки, порнография, некоторые виды сельскохозяйственных продуктов и наступательного оружия, а также отдельные виды животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения. Запрещены к ввозу и некоторые предметы, представляющие опасность для здоровья канадских граждан.
Другой документ - Список импортного контроля (Import Control List) - перечисляет категории товаров, импорт которых в Канаду является регулируемым. В нем порядка 70 категорий наименований таких, как некоторые виды сельхозпродуктов (овес, ячмень, сахар, яйца, масло, сыр и другие молочные продукты), многие виды тканей и одежды, углеродистая сталь, оружие мелкого и крупного калибра. Если товар включен в список импортного контроля, то импортер должен обратиться в Министерство иностранных дел и международной торговли Канады с просьбой выдать ему разрешение на ввоз.
Министерство сельского хозяйства Канады и Министерство рыболовства Канады имеют свои собственные списки контролируемых товаров, на которые также надо получать у них разрешение.
Кроме того, Канада, как и многие другие промышленно развитые государства, ограничивает импорт дешевых тканей и одежды из развивающихся стран. С этой целью они включаются в Список импортного контроля; одновременно Канада заключает со странами-поставщиками двусторонние соглашения о "добровольном" ограничении ими своего экспорта в Канаду.

Формы предпринимательской деятельности
В Канаде существуют четыре основных типа пред-принимательных организаций: единоличное владение (proprietorship), партнерство (partnership), корпорация (corporation), кооператив (cooperative). Они различаются по числу работников (один, несколько или много) и по тому, каким способом владельцы получают доход на вложенный капитал (или, в случае банкротства, каковы пределы их ответственности). Каждый тип предпринимательской организации имеет свои преимущества и недостатки с точки зрения ответственности, налогообложения, ведения отчетности, делопроизводства, и существующего законодательства.
Единоличное владение является наиболее простой формой организации предпринимательской деятельности. Оно представляет собой компанию, которая полностью принадлежит частному лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью либо от своего собственного имени (в этом случае регистрация не требуется), либо с использованием торговой марки (в этом случае необходима регистрация в провинциальном или территориальном органе власти).
Собственник компании, основанной на единоличном владении, несет полную ответственность за деятельность компании, включая неограниченную ответственность по ее обязательствам. По сравнению с другими формами организации бизнеса на данный вид компаний распространяется действие меньшего числа законов и положений, а их владельцы могут сами определять дату окончания финансового года компании. Для регистрации единоличного владения необходимо в течение определенного периода времени (разного в каждой провинции) заполнить и представить в провинциальный орган декларацию установленного образца.
Партнерство представляет собой такую форму организации бизнеса, при которой два или более человек объединяются в целях осуществления предпринимательской деятельности. В Канаде есть два вида партнерства: с неограниченной и ограниченной ответственностью.
Деятельность партнерств регулируется законодательством провинций и территорий. Процедура их регистрации заключается в заполнении и подаче декларации, подписанной всеми партнерами, в соответствующее ведомство провинции или территории в течение установленного периода времени. Каких-либо регистрационных сборов при учреждении партнерства не взимается.
Для определения порядка работы партнерства и способов разрешения возникающих проблем разрабатывается соглашение о партнерстве. Соглашение должно определять , обязательства партнеров, механизм распределения прибылей и убытков, вклад каждого участника в капитал партнерства, а также содержать положения, касающиеся юридических вопросов и условий ликвидации партнерства. -»
Преимуществом данной формы организации предпринимательской деятельности является ее гибкий характер. Прибыли партнерства подпадают под категорию личных доходов его участников и облагаются ставками личного подоходного налога.
Корпорация, или компания с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом, которое может быть создано либо по федеральным, либо по провинциальным законам в зависимости от характера деятельности, территории, на которой компания функционирует, структуры ее акционерного капитала и порядка финансовой отчетности.
Существует два вида корпораций - открытые акционерные общества и частные корпорации. И те и другие наделены правом выпускать акции, однако частные корпорации могут иметь не более 50 акционеров и не могут осуществлять публичную продажу акций.
В соответствии с законом, корпорации, как правило, обязаны проводить ежегодную финансовую ревизию с участием публичного аудитора.
Кооператив является частной компанией с ограниченной ответственностью и подпадает под юрисдикцию провинций. Подобно корпорации, он самостоятельно определяет окончание финансового года, а его бухгалтерская отчетность ежегодно проверяется внешним аудитором.
Членство в кооперативе открытое, однако паи публично не продаются. В принципе, размер паевого взноса одинаков для всех, и потому все имеют одинаковое право голоса.
Отличие между корпорацией и кооперативом состоит в том, что корпорация уделяет больше внимания получению прибылей и накоплению капитала, а кооператив - самому процессу коммерческой деятельности.
В Канаде действуют два вида кооперативов - производственные и потребительские. В производственном кооперативе инвесторы и работники - это одни и те же люди, которые продают свои товары или услуги потребителям. В потребительском кооперативе одни и те же люди - это инвесторы и потребители, которые создают кооператив для удовлетворения собственных потребностей в товарах или услугах.
Подобно корпорации, кооператив - это юридическое лицо с ограниченной ответственностью, которое существует продолжительное время, и где на руководящих должностях работают профессионалы. Его основным преимуществом является членство участников кооператива, что создает ему стабильную финансовую базу. Однако, если кооператив захочет быстро расширить масштабы своей деятельности, то сделать это ему будет не так-то просто из-за ограниченности финансовой базы. Деятельность кооператива строго контролируется властями и ему необходимо предоставлять бухгалтерско-финансовую отчетность по полной форме.
Филиал (представительство) зарубежной компании. Все иностранные корпорации, ведущие деятельность в Канаде, должны зарегистрироваться и получить на нее разрешение в той провинции, где она фактически осуществляется.
Прежде чем инвестировать в Канаду, иностранная компания должна ознакомиться с требованиями Закона об инвестициях (Investment Canada Act).
Согласно провинциальным законам, филиалы иностранных компаний регистрируются в провинциях как непровинциальные компании (extra-provincial companies). Если у иностранной компаний нет офиса в той провинции, где она осуществляет свою деятельность, то она должна назначить своего местного представителя из числа жителей провинции и уведомить об этом провинциальные власти. Филиалы иностранных компаний подчиняются законам той провинции, где они Расположены. Они должны вести бухгалтерскую отчетность по установленным образцам и платить положенные налоги. Материнская компания несет неограниченную ответственность по обязательствам своего филиала.
Организация коммерческой деятельности
Регистрация. Федеральное и провинциальные правительства имеют сйои собственные законы, регулирующие деятельность компаний, находящихся под их юрисдикцией.
Компании, которые действуют в масштабах только одной провинции, должны зарегистрироваться в этой провинции. Они не будут иметь права работать на территории тех провинций, где они не зарегистрированы. Провинциальные законы требуют, чтобы компания проводила годовое собрание акционеров и имела головной офис на территории провинции, где она зарегистрирована.
Компании, которые планируют осуществлять деятельность на территории нескольких провинций или всей страны, должны зарегистрироваться на федеральном уровне в соответствии с законом Канады о коммерческих корпорациях. Для этого в Управление по делам корпораций Министерства по делам потребителей и корпораций (Corporations Directorate, Consumer and Corporate Affairs Canada) необходимо направить следующие документы: свидетельство о регистрации корпорации, уведомление о юридическом адресе головной конторы корпорации, а также уведомление о составе Совета директоров. Закон не содержит требования о минимальном размере уставного капитала, и гласит, что контроль над деятельностью компаний принадлежит избираемым акционерами директорам. Большинство членов Совета директоров должны быть постоянными жителями Канады. Если компания не занимается публичной продажей акций, то она может иметь только одного директора. Директора отвечают перед акционерами и кредиторами за состояние дел компании и могут нести ответственность за убытки.
При подаче документов в Управление по делам корпораций следует предоставить квитанцию об уплате регистрационного взноса (порядка 500 кан. долл. в начале 90-х годов). В целом сумма сборов и стоимость юридических услуг, связанных с регистрацией корпорации в Канаде, может превысить 1000 долл. При регистрации компании необходимо также представить информацию для включения сведений в усовершенствованную автоматическую систему данных о корпорациях.
Акции и акционеры. Акционеры канадских компаний не отвечают по обязательствам компании. Компании, зарегистрированные на федеральном уровне, могут выпускать только акции без номинала. Однако некоторые провинции разрешают выпуск акций с указанием номинальной стоимости. Если компания прекращает свою деятельность, то не проживающие в Канаде акционеры могут получить без обложения налогом только причитающуюся им часть объявленного капитала компании. Любые надбавки к курсу акций (что допускается некоторыми провинциальными законами) или выплаты дополнительных сумм не проживающим
в Канаде акционерам подлежат обложению налогом на дивиденды (15% для граждан России).
Управление по капиталовложениям Канады (Investment Canada) поощряет 'Инвестиции канадских граждан и граждан других стран в экономику Канады, а также способствует их реализации. Оно рассматривает наиболее крупные инвестиционные проекты, осуществляемые в Канаде гражданами других стран, с тем, чтобы гарантировать их выгодность для Канады.
Управление по капиталовложениям оказывает содействие инвесторам, в том числе зарубежным, по следующим направлениям:
предоставляет информацию о различных секторах промышленности, мерах федерального и провинциального правительств по стимулированию инвестиций, о стоимости энергоносителей в различных районах страны, правилах организации совместных предприятий и порядке выдачи лицензий;
определяет возможных деловых партнеров в государственном и частном секторах;
помогает составлять предложения об осуществлении инвестиций;
определяет потенциальные инвестиционные возможности;
определяет источники получения капитала и технологий.
Законодательство о правах на промышленную собственность
Патенты. Канадский патент дает изобретателю исключительные права на производство, использование или продажу его изобретения. Максимальный период действия этих прав составляет 20 лет, начиная с момента подачи заявки на получение патента.
Защиту патентных прав в Канаде можно обеспечить двумя способами: либо подав заявку в самой Канаде, либо в одной из 43 стран, являющихся участницами соглашения о сотрудничестве в области патентования, реализация которого возложена на Всемирную организацию по интеллектуальной собственности со штаб-квартирой в Женеве (кроме Канады, участниками соглашения являются США, Япония и большинство членов Европейского Союза, придерживающихся унифицированной международной процедуры оформления патентов). В первом случае заявка должна быть подана на имя руководителя патентного бюро Министерства Канады по делам потребителей и корпораций (Commissioner of Patents). Права, которые дает изобретателю канадский патент, действуют на всей территории страны.
Торговые знаки. Торговым знаком называется слово, символ, дизайн или комбинация всех перечисленных элементов, которые используются для того, чтобы выделить отдельные товары или услуги, предоставляемые определенным лицом или организацией из общей массы товаров или услуг, реализуемых на рынке.
Регистрация торговых знаков в Канаде не является обязательной, однако она значительно упрощает защиту прав собственности. Ее главное преимущество состоит в том, что она действует на всей территории страны. Регистрация торгового знака действительна в течение 15 лет со дня оформления и может быть продлена на следующие J5 лет при условии, что торговый знак продолжает использоваться. Напротив, право собственности на торговый знак может быть прекращено, если он не использовался на протяжении 3 лет.
Хотя при подаче заявки на регистрацию торгового знака заполнять специальные бланки не требуется, сведения должны сообщаться в соответствии с указаниями, описанными в брошюрах, которые можно получить в Бюро по регистрации торговых знаков Министерства по делам потребителей и корпораций (The Registrar of Trademarks, Consumer and Corporate Affairs Canada). При подаче заявки уплачивается невозвращаемый сбор в размере 150 долд. При получении сертификата о регистрации требуется уплатить еще 200 долл.
Авторские права. Авторское право предусматривает, что собственник является единственным лицом, который может воспроизводить свою продукцию или может разрешать это делать какому-либо другому лицу. Авторское право применяется по отношению ко всем оригинальным литературным, драматическим, музыкальным и художественным произведениям, а также распространяются на технические изобретения, такие, как пластинки, кассеты, магнитофонные записи и т.д.
Авторское право действительно в течение всей жизни автора и 50 лет^осле его смерти. В Канаде оно предоставляется автоматически при создании оригинального произведения, если его автор - гражданин Канады, подданный Великобритании, житель Британского доминиона, гражданин или поданный страны, присоединившейся к Бернской конвенции по охране авторских прав.
В соответствии с Законом об авторских правах (Copyright Act) российским авторам предоставляется тот же режим, как и гражданам Канады. Защита их авторских прав в Канаде гарантируется с момента создания произведения.
Промышленные образцы. Промышленный образец (Industrial design) представляет собой оригинальную форму, узор, украшение, которые используются в производстве промышленных изделий. Изделия должны предназначаться для массового производства или выпускаться в больших количествах.
Для регистрации промышленного образца необходимо подать заявку. Образец заявки можно получить в Отделе авторских прав и промышленных образцов Министерства промышленности Канады (Copyright and Industrial Design Branch, Industry Canada). При этом надо уплатить сбор в размере 160 долл.
Владелец зарегистрированного промышленного образца имеет исключительные права на его использование в Канаде в течение 5 лет; срок действия этих прав может быть продлен на следующие пять лет.

Особенности канадского рынка
С точки зрения экспортеров, канадский рынок имеет свои особенности.
Во-первых, на нем отчетливо ощутимо влияние "сезонного" фактора, определяемого сменой времен года и относительно суровым климатом, в соответствии с которым закупки многих видов товаров носят так называемый сезонный характер. Это особенно относится к рынку одежды и обуви, а также спортивных товаров, которые сильно подвержены климатическим воздействиям, сезонным циклам и изменениям в моде. Во многих случаях оптовые и крупные розничные торговцы закупают определенные виды товаров за 9-12 мес. до начала розничной торговли ими.
Во-вторых, здесь отчетливо просматривается воздействие культурно-этнического фактора, так как в Канаде проживает много иммигрантов из разных стран мира, в том числе азиатских. Космополитический и все более многокультурный характер канадского общества приводит к тому, что в стране сосуществуют самые разные потребительские вкусы в еде, одежде, оформлении жилища, стиле жизни. Молодежь, как и повсюду в мире, склонна следовать самым изощренным поворотам быстро меняющейся моды. Кроме того, в Канаде, главным образом в Квебеке, проживает более 7 млн Франко-канадцев, говорящих по-французски. Поэтому при экспорте товаров в эту провинцию необходимо использовать французский язык в рекламных или иных связанных с продвижением товара на рынок материалах, описаниях химического состава продукта или инструкциях по эксплуатации. Будет также нелишним поинтересоваться у канадских партнеров относительно специфических вкусов, предпочтений и пристрастий Франко-канадцев, которые могут отличаться от тех, которые приняты в остальной части Канады.
В-третьих, канадский рынок - это рынок высококачественных товаров. За поставку некачественных продуктов канадские импортеры и дистрибьютеры несут ответственность по закону. Это усиливает их требовательность к качеству товаров. Маловероятно, что они приобретут плохо изготовленный продукт или изберут в качестве партнера производителя или экспортера с сомнительной репутацией. Кроме того, в Канаде большинство магазинов розничной торговли возвращают без всяких условий всю сумму, если клиент по какой-либо причине недоволен купленным товаром, и даже в том случае, если он им недоволен без всякой причины. Если эти розничные торговцы обнаружат, что определенный товар регулярно возвращается в магазин, то он
больше никогда не появится на прилавке и не будет закупаться у данного поставщика.
В связи с растущей требовательностью потребителей к качеству товаров в Канаде отчетливо прослеживается тенденция к предоставлению продолжительных гарантий на большинство товаров длительного пользования, оказанию широкого набора высококлассных послепродажных услуг, строгому соответствию принятым в Канаде стандартам в отношении качества товаров, маркировки, упаковки и т.д.
Тем не менее на канадском рынке есть несколько "ниш" для продажи недорогих товаров. Стандарты на наручные часы, мебель, игрушки и игры широко варьируются, в связи с чем существует возможность продажи товаров низкого качества в случае использования агрессивно низких цен.
В-четвертых, канадский рынок сильно централизован. Это следствие концентрации населения вдоль узкой приграничной полосы с США и вокруг крупных мегаполисов - Торонто, Монреаля, а также Ванкувера, Оттавы, Эдмонтона и Калгари. В Канаде доля населения, проживающего в 20 крупнейших городах, в 5 раз выше, чем в США. Торонто, бесспорно, является самым важным канадским центром реализации потребительских товаров. Многие экспортеры прибегают к услугам дистрибьютера, работающего в Торонто и Монреале, с тем чтобы охватить восточный регион Канады (провинции Онтарио, Квебек и атлантическое побережье), и услугам другого дистрибьютера в таких городах, как Калгари и Ванкувер, чтобы реализовать свою продукцию в Западной Канаде.
Во многих секторах канадского рынка господствующее положение занимают несколько крупных компаний. Одним из общепринятых показателей концентрации рынка является доля чистого дохода, приходящегося на 4 ведущие компании отрасли. Данный показатель свидетельствует о том, что уровень концентрации в сталелитейной промышленности, производстве строительного оборудования, горнодобывающей, пищевой, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в секторе финансовых услуг Канады выше уровня концентрации в этих же отраслях экономики США. По сравнению с американским канадский рынок характеризуется также наличием более короткой цепочки между производителями и конечными потребителями товаров.
В-пятых, канадский рынок, как никакой другой рынок в мире, является "американизированным". В основе такой американизации лежит географическая близость к крупнейшему в мире рынку »США, огромный объем двустороннего товарооборота - важнейшего в мире, высокая степень двустороннего перелива капитала (по некоторым подсчетам, две-трети всего оборота канадо-американской торговли составляют внутрикорпоративные поставки), широкомасштабная миграция рабочей силы, интенсивные туристические связи, схожесть вкусов, деловых традиций, культуры ведения бизнес. С 1989 г. Канада и США входят в зону свободной торговли и экспортно-импортные операции между ними по большинству товарных позиций осуществляются беспошлинно.
Такое положение дел имеет для российских партнеров последствия двоякого рода. С одной стороны, очевидно, что российским экспортерам трудно конкурировать не только с местными производителями - канадцами, но и с экспортерами из США. С другой стороны, членство Канады в Североамериканской зоне свободной торговли открывает перед российскими экспортерами и инвесторами возможность использования рынка этой страны как плацдарма для проникновения на крупнейший в мире американский рынок.
Исследование рынка
Прежде чем принять решение об экспорте в Канаду, необходимо провести исследование рынка, обратив особое внимание на выяснение таких вопросов, как емкость и темпы роста интересующего компанию товарного рынка, степень проникновения импорта, размер применяемых таможенных пошлин и наличие нетарифных барьеров.
Составить представление о емкости и темпах роста товарного рынка можно, обратившись к анализу отраслевых торговых журналов, выходящих в Канаде в изобилии. Кроме того, статистическая служба Канады ежегодно издает справочник "Market Research Handbook", а также ряд других полезных публикаций, дающих детальную информацию о розничной торговле, различных отраслях промышленности и экономики в целом. Там можно найти объемы годовых продаж интересующего вас товара и темпы роста продаж. В них могут быть также представлены сведения по стране в целом, отдельным регионам, провинциям и крупнейшим городам. При оценке потенциала рынка следует иметь в виду, что в Канаде, как и в других странах, в условиях быстрых перемен в технологии и обществе постоянно получают развитие рынки новых видов товаров и услуг.
В настоящее время специалисты предсказывают для Канады стабильный рост рынка медицинских товаров и услуг (включая диагностическое оборудование индивидуального пользования), портативных компьютеров, экзотической и изысканной пищи, высококачественных товаров и развивающих игр для детей, а также товаров, экономящих время (моющие пылесосы, чистящие средства, непачкающиеся ковровые покрытия и т.д.).
Крайне важной характеристикой рынка является степень проникновения на него импорта, а также то, из какой страны этот импорт поступает. Если какой-либо товар производится в Канаде, то, как правило, это означает, что зарубежным экспортерам будет трудно внедриться на этот рынок. Это же справедливо и для товаров, импортируемых в Канаду из США. Среди них, например, отдельные детали и узлы автомобилей, производимые в США в рамках канадо-американского Автопакта, или многие сорта свежих овощей и фруктов. Географическая близость, внутрикорпоративный характер поставок, сходство культур и традиционная налаженность деловых связей дают американским фирмам неоспоримые преимущества перед экспортерами других стран. Эти преимущества увеличиваются и по причине существования между Канадой и США по существу беспошлинного режима в силу действующего между ними соглашения о свободной торговле.

В целом по Канаде показатель проникновения импорта высокий. Это означает, что канадские потребители привыкли к использованию импортных товаров и не возражают против их приобретения.

Hosted by uCoz